Первая бомбардировка Кенигсберга
2017-08-31 10:05:00
Оперативная сводка №1. К 10:00 1 сентября 41 года штаб 432 Авиаполка, КАЗАНЬ, карта 1 000 000.
1) 4-я авиаэскадрилья в период 23:22 27 августа - 00:30 28 августа 1941 года в составе двух самолётов произвела бомбардирование города Кёнигсберга с высоты 6800-7150 метров. Задача выполнена, бомбы восемь ФАБ-250, двенадцать ФАБ-100, восемь ЗАБ-50, по наблюдению попали на территорию города, результаты бомбометания неизвестны.
На подходе к цели, в районе цели и при уходе от цели ЗА вела сильный огонь по самолётам, разрывы снарядов преимущественно ниже самолёта на 200-300 метров, только отдельные разрывы на высоте самолёта. Истребители по одному и в паре патрулировали в районе цели, но наших бомбардировщиков не обнаружили.
2) Самолёт ТБ-7 №4221 в 23:22 27 августа 1941 года с высоты 7.150 метров сброшены бомбы на город Кёнигсберг по расчёту времени, без прицела - ФАБ-100 -12 шт., ЗАБ-50 - 8 шт., две ФАБ-100 и две ЗАБ-50 зависли, командир корабля развернулся на 180° и сделал второй заход, зависшие бомбы аварийно не сброшены, борттехник сбросил бомбы вместе с кассетами в районе цели. Штурман не видел характерных отправных ориентиров у цели. Разрывов бомб не наблюдал, действия САБ-50 не видел. Экипаж наблюдал отблески от разрывов бомб.
Стрелок кормовой башни наблюдал два очага пожара.
Противодействия выполнению боевой задачи со стороны ЗА и истребителей противника не было.
При обратном полёте в районе Минска, по расчёту штурмана Н=4.800 метра, экипаж наблюдал действие прожекторов и огонь ЗА, разрывы снарядов наблюдались далеко слева и сзади, есть предположение, что огонь ЗА вела по другим самолётам. Командир экипажа сделал змейку вправо и с набором высоты ушёл в облака.
Взлёт в 19:19 с аэродрома РАМЕНСКОЕ, посадка в 4:00 28 августа 1941 года на площадке у станции Красный Узел, 30 км севернее САРАНСК. Весь боевой полёт протекал в трудных метеоусловиях. Полёт выполнялся в облаках и за облаками, район цели был открыт, облачность 2-3 балла. Вынужденная посадка из-за выработки горючего при потере ориентировки. Потеря ориентировки объяснятся тем, что самолёт шёл вне видимости земли.
Посадка должна была быть произведена на аэродроме ЕЛЕЦ, но запросы дать курс и расстояние до аэродрома посадки, с командного пункта службы ЗОС был ответ - ждите, и это ждите, по заявлению радиста и штурмана, было до посадки из-за выработки горючего.
В 6:35 29 августа 1941 года экипаж перелетел с Красного Узла на заводской аэродром город КАЗАНЬ.
Материальная часть приведена в боевое состояние 30 сентября 1941 года, самочувствие экипажа хорошее, ждёт распоряжений.
3) Самолёт ТБ-7 №4222 в 00:30 28 сентября 1941 года с высоты 6.800 метров сброшены бомбы на город Кёнигсберг прицельно, точка прицеливания река, делящая город пополам.
Бомбы ФАБ-250 - 8 шт. Штурман наблюдал два отблеска от разрывов бомб севернее реки. ЗА препятствовала выполнению боевой задачи, в районе ТИЛЬЗИТ отмечен сильный огонь ЗА по самолёту, на косе Куриш-Нерунг ЗА вела заградительный огонь, командир корабля принял решение не пересекать косу Куриш-Нерунг, штурман дал курс на цель.
Штурман опознал цель по бухте у города Кёнигсберг и реке, впадающей в бухту.
При подходе к цели экипаж видел патрулирующие истребители, но к нашему бомбардировщику не подошли, вероятно не обнаружили. Цель защищена ЗА, которая во взаимодействии с прожекторами вела сильный огонь по самолёту. Прожектора освещали слабо, снаряды рвались преимущественно ниже самолёта на 200-300 метров, и только отдельные снаряды рвались на уровне самолёта.
При полёте от цели ЗА вела огонь по самолёту в течении 1 часа 30 минут в разных пунктах - Инстербург, Алитус и других, но большинство разрывов наблюдалось ниже самолёта. Для большей безопасности командир корабля набрал высоту 7.800 метров. Погиб стрелок ДОБРОВОЛЬСКИЙ от неподачи кислорода, второй баллон был закрыт.
Взлет в 20:20 с аэродрома РАМЕНСКОЕ, посадка в 6:10 аэродром Ульяновск - вынужденно.
Весь боевой полёт выполнялся в облаках и за облаками.
Вынужденная посадка из-за выработки горючего, ориентировка была восстановлена, но горючего на полёт до своего аэродрома не хватило. Посадка должна быть произведена на аэродроме ЕЛЕЦ, но на запросы штурмана и радиста дать курс на аэродром и расстояние, с командного пункта службы ЗОС был один ответ - ждите, и это ждите, по заявлению экипажа, было до посадки из-за выработки горючего.
В 18:30 31 августа 41 года экипаж перелетел с УЛЬЯНОВСКА на аэродром КАЗАНЬ.
Перелёт задерживался неисправностью левого среднего мотора. Материальная часть приводится в боевую готовность. Самочувствие экипажа хорошее.
Стрелок-радист ДОБРОВОЛЬСКИЙ похоронен в городе УЛЬЯНОВСК 30.8.1941 г.
ВРИД НАЧ-КА ШТАБА АП
МАЙОР /ИВАЩЕНКО/ "1" сентябрь 1941 г.
1) 4-я авиаэскадрилья в период 23:22 27 августа - 00:30 28 августа 1941 года в составе двух самолётов произвела бомбардирование города Кёнигсберга с высоты 6800-7150 метров. Задача выполнена, бомбы восемь ФАБ-250, двенадцать ФАБ-100, восемь ЗАБ-50, по наблюдению попали на территорию города, результаты бомбометания неизвестны.
На подходе к цели, в районе цели и при уходе от цели ЗА вела сильный огонь по самолётам, разрывы снарядов преимущественно ниже самолёта на 200-300 метров, только отдельные разрывы на высоте самолёта. Истребители по одному и в паре патрулировали в районе цели, но наших бомбардировщиков не обнаружили.
2) Самолёт ТБ-7 №4221 в 23:22 27 августа 1941 года с высоты 7.150 метров сброшены бомбы на город Кёнигсберг по расчёту времени, без прицела - ФАБ-100 -12 шт., ЗАБ-50 - 8 шт., две ФАБ-100 и две ЗАБ-50 зависли, командир корабля развернулся на 180° и сделал второй заход, зависшие бомбы аварийно не сброшены, борттехник сбросил бомбы вместе с кассетами в районе цели. Штурман не видел характерных отправных ориентиров у цели. Разрывов бомб не наблюдал, действия САБ-50 не видел. Экипаж наблюдал отблески от разрывов бомб.
Стрелок кормовой башни наблюдал два очага пожара.
Противодействия выполнению боевой задачи со стороны ЗА и истребителей противника не было.
При обратном полёте в районе Минска, по расчёту штурмана Н=4.800 метра, экипаж наблюдал действие прожекторов и огонь ЗА, разрывы снарядов наблюдались далеко слева и сзади, есть предположение, что огонь ЗА вела по другим самолётам. Командир экипажа сделал змейку вправо и с набором высоты ушёл в облака.
Взлёт в 19:19 с аэродрома РАМЕНСКОЕ, посадка в 4:00 28 августа 1941 года на площадке у станции Красный Узел, 30 км севернее САРАНСК. Весь боевой полёт протекал в трудных метеоусловиях. Полёт выполнялся в облаках и за облаками, район цели был открыт, облачность 2-3 балла. Вынужденная посадка из-за выработки горючего при потере ориентировки. Потеря ориентировки объяснятся тем, что самолёт шёл вне видимости земли.
Посадка должна была быть произведена на аэродроме ЕЛЕЦ, но запросы дать курс и расстояние до аэродрома посадки, с командного пункта службы ЗОС был ответ - ждите, и это ждите, по заявлению радиста и штурмана, было до посадки из-за выработки горючего.
В 6:35 29 августа 1941 года экипаж перелетел с Красного Узла на заводской аэродром город КАЗАНЬ.
Материальная часть приведена в боевое состояние 30 сентября 1941 года, самочувствие экипажа хорошее, ждёт распоряжений.
3) Самолёт ТБ-7 №4222 в 00:30 28 сентября 1941 года с высоты 6.800 метров сброшены бомбы на город Кёнигсберг прицельно, точка прицеливания река, делящая город пополам.
Бомбы ФАБ-250 - 8 шт. Штурман наблюдал два отблеска от разрывов бомб севернее реки. ЗА препятствовала выполнению боевой задачи, в районе ТИЛЬЗИТ отмечен сильный огонь ЗА по самолёту, на косе Куриш-Нерунг ЗА вела заградительный огонь, командир корабля принял решение не пересекать косу Куриш-Нерунг, штурман дал курс на цель.
Штурман опознал цель по бухте у города Кёнигсберг и реке, впадающей в бухту.
При подходе к цели экипаж видел патрулирующие истребители, но к нашему бомбардировщику не подошли, вероятно не обнаружили. Цель защищена ЗА, которая во взаимодействии с прожекторами вела сильный огонь по самолёту. Прожектора освещали слабо, снаряды рвались преимущественно ниже самолёта на 200-300 метров, и только отдельные снаряды рвались на уровне самолёта.
При полёте от цели ЗА вела огонь по самолёту в течении 1 часа 30 минут в разных пунктах - Инстербург, Алитус и других, но большинство разрывов наблюдалось ниже самолёта. Для большей безопасности командир корабля набрал высоту 7.800 метров. Погиб стрелок ДОБРОВОЛЬСКИЙ от неподачи кислорода, второй баллон был закрыт.
Взлет в 20:20 с аэродрома РАМЕНСКОЕ, посадка в 6:10 аэродром Ульяновск - вынужденно.
Весь боевой полёт выполнялся в облаках и за облаками.
Вынужденная посадка из-за выработки горючего, ориентировка была восстановлена, но горючего на полёт до своего аэродрома не хватило. Посадка должна быть произведена на аэродроме ЕЛЕЦ, но на запросы штурмана и радиста дать курс на аэродром и расстояние, с командного пункта службы ЗОС был один ответ - ждите, и это ждите, по заявлению экипажа, было до посадки из-за выработки горючего.
В 18:30 31 августа 41 года экипаж перелетел с УЛЬЯНОВСКА на аэродром КАЗАНЬ.
Перелёт задерживался неисправностью левого среднего мотора. Материальная часть приводится в боевую готовность. Самочувствие экипажа хорошее.
Стрелок-радист ДОБРОВОЛЬСКИЙ похоронен в городе УЛЬЯНОВСК 30.8.1941 г.
ВРИД НАЧ-КА ШТАБА АП
МАЙОР /ИВАЩЕНКО/ "1" сентябрь 1941 г.
*ЖИЛОЙ ДОМ, РАСПОЛОЖЕННЫЙ в пос.Большое Исаково, на ул. Зеленая 4А НЕ ЯВЛЯЕТСЯ ГОСТИНИЦЕЙ И НЕ ПОПАДАЕТ ПОД ДЕЙСТВИЕ ЖК РФ СТ. 17 П.3